Женские секреты arrow Советы психолога arrow Умеем ли мы быть самим собой?
19:03:2024 г.

Умеем ли мы быть самим собой?

Image

Будда может и правильно говорил, что все страдания человека происходят от его желаний. Если желание не удовлетворено, человек несчастлив. Вы бьетесь, боретесь, иногда страдаете. И совершенно не задумываетесь о том, что может быть, это вовсе… не совсем ваше желание.

 

Люди не приходят к психологам, когда им хорошо. Они приходят, когда им плохо. Они приходят с проблемами. А любая проблема — это неудовлетворенное желание. Это конфликт между тем, что есть и тем, чего хочется.

 

«Что такое зрелость? Если вы меня об этом спросите, я отвечу так; зрелость — это четкое понимание того, что вы обязаны быть самим собой, а не чьей бы то ни было копией. Заглянув в себя, найдете ли Вы такую зрелость?» Вы подражаете другим. У кого-то новая машина, начинается подражание. У кого-то дом больше вашего. Соседи постоянно испытывают ваши нервы. Они приобретают то то, то это, а вы вынуждены гнаться за ними…

 

Вы можете достигнуть цели, совершив опасное путешествие, приложив массу усилий и потратив время и энергию, чтобы в результате внезапно обнаружить: «Я никогда не хотел этого! Это был идеал другого человека, позаимствованный мной». (Мастер Ошо, «Ни воды, ни луны»)

 

Все мы с детства воспитываемся на принципе, что мы должны учитывать то, что о нас думают другие люди. Это естественно, ведь человек живет не на необитаемом острове. Мнение других не может быть не значимо для нас — мы так или иначе зависим от других, а другие зависят от нас, иначе просто рискуем остаться одни.

 

Однако иногда влияние внешнего мира на нас и наши желания становится чрезмерным. В таком случае, баланс между «я хочу» и «другие хотят» нарушается, и «я хочу» трансформируется в «я должен хотеть». СМИ, кино, театр, литература, журналы не остаются в стороне и запечатлевают в нашем мозгу образы жизни, которые мы так или иначе переносим на себя. Что-то нам нравится, что-то — не очень.

 

Но — модель предложена, мы можем так войти в роль, что выйти из нее становится очень трудным, если не практически невозможным. Мы настолько свыклись с этими иллюзиями о своей жизни, что даже не задаемся вопросом «откуда я знаю, как мне надо жить?». Откуда вы знаете, что та жизнь, которая сейчас есть у вас – это ваша жизнь, а не идея, навязанная вам извне?

 

«Знаете, сейчас висят по всему городу щиты с рекламой дезодоранта «Рексона», с которых нам улыбается Жанна Фриске, и подпись «Будь безупречна. Каждый день». Вот каждый раз, когда вижу эту рекламу, говорю ей (Жанне Фриске): «Да …» (Анна, 22 года)

 

Есть еще момент. Среди людей принято показывать не очень близким знакомым, что у нас все хорошо. Мы стараемся не показывать на людях, что у нас плохое настроение, а разрешаем это видеть только нашим близким, которым, от этого настроения больше всех и достается.

 

Мы стесняемся быть грубыми, усталыми, невеселыми, тусклыми, раздраженными на людях, и скрываем все эти чувства в своей душе, а лицом – улыбаемся. Такой подход не приносит ничего, кроме усталости и раздражения, потому что трудно чувствовать одно внутри и другое снаружи. Это дисгармонично.

 

А еще возникает ощущение, что люди не понимают наши чувства. А как они могут понять, если мы не показываем своих истинных переживаний? Догадайся мол сам/сама. Вообще, хотелось бы, конечно, чтобы нас понимали с полуслова, с полувзгляда, предугадывали и предчувствовали наши желания. Такую способность мы называем чуткостью. И ценим ее очень высоко.

 

Но что, если мы ждем понимания от такого же, как и мы сами, уставшего и ожидающего понимания человека? Если мы сами не плачем, когда нам хочется плакать, а стараемся сдержать себя – быть может, наш ближний делает то же самое?

 

Мы не радуемся, когда хочется прыгать до потолка, а лишь криво ухмыляемся себе и говорим что-то вроде «нормально». ОК. У нас все ОК. Мы стыдимся своих эмоций, как будто это что-то грязное и неуместное. Что мы получаем в ответ? Ничего удивительного, если то же самое. Все ОК вежливую отстраненность.

 

Конечно, мы защищаемся. От окружающих, которые могут потенциально причинить боль, и от самих себя, потому что можем эту самую боль почувствовать. Мы знаем, что злость – это плохо, агрессия — это плохо, поэтому с ней надо бороться, и вот в душе начинается война между злостью и желанием ее успокоить.

 

Но злость никуда не уходит, и все большие и большие душевные силы направляются в бой. Огромное количество энергии вливается в эту битву, а злость от этого вливания только усиливается, потому что она, так же как и мы, не любит, когда на нее давят.

 

Ревность – это больно, и вот мы, чтобы не испытывать этой боли, пытаемся ревность подавить в зародыше, но это давление только усиливает ее. Любовь делает нас слабыми, и мы начинаем борьбу с любовью.

 

В нашей душе всегда идет война между чувствами и нашим умом, который пытается навести порядок. Это невозможно — в смысле, навести порядок, так, как мы себе это представляем. Ум не может управлять тем, что возникает в ответ на принципы, которые находятся в нем самом. Это так же, как мы не можем управлять своим дыханием, а можем только его задержать на короткое время.

 

Подобное притягивает подобное. Если человек верит в себя, в свои силы и свои возможности, он будет находить в окружающем его мире подтверждения своей уверенности, и будет становится счастливее и увереннее.

 

Верно и обратное — если мы неуверенны в себе, любая мелочь может лишь усилить наше неприятие. А мы будто бы радуемся этому — «ну вот, все плохо, я так и думал».

 

А вот задать себе вопрос «почему я так думал» мы пробуем далеко не всегда. Мы соблюдаем определенные ритуалы, продиктованные нашим пониманием, КАК НАДО. Мы словно создаем для себя свою собственную религию. Но эта религия – разве это мы? «Ритуал — не религия. Ритуал — самая антирелигиозная вещь на свете.

 

Вы уникальны, помните об этом! И что-то уникальное должно произойти с вами, такое, чего не случится опять никогда. Не только отпечатки ваших пальцев уникальны — ваша душа уникальна.»

 

Мы вынуждены постоянно превосходить себя и свои возможности – так устроен наш сегодняшний мир. Но мы обречены на неудачу, если мы не знаем того, кого хотим превзойти – если мы не знаем себя. Как быть? Как придти к самому себе? Прислушайтесь к тому, что происходит в вас прямо сейчас.

 

Попробуйте задать себе «три вопроса Будды»: Что я чувствую? О чем я думаю? Чего я хочу? Прямо здесь и сейчас. В каждый момент вашей жизни.

 

Остановитесь на мгновение. Посмотрите в зеркало. Как вы думаете, этот человек действительно заслуживает внимания? Единственное, чего вы достойны, так это быть самим собой. Конечно же, если вы сами хотите этого. Прямо здесь и сейчас.

 

 

В статье использованы отрывки из книги «Дзен-буддизм» В.В. Петрова,

  

 

 


Новые комментарии

Опросы

Что для Вас важно ?